Треть России превращается в безлюдную пустыню

Треть России превращается в безлюдную пустыню

03.07.2012 10:20 | Независимая газета
Вчера премьер Дмитрий Медведев побывал с рабочей поездкой во Владивостоке, где провел заседание Госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Настоящее и будущее территорий обсуждал, по сути дела, президиум правительства — с Медведевым в столицу Приморья прилетели первый вице-премьер Игорь Шувалов и девять федеральных министров, которые пытались найти ответ на вопрос — что ждет территорию, которая вскоре может остаться без населения.

Разговор на совещании начался с малоприятных признаний. Дмитрий Медведев, в частности, констатировал, что государство фактически не занималось развитием Дальнего Востока. И это при том, что Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает более одной трети территории страны. Однако внутренних ресурсов для развития здесь недостаточно.

Медведев на совещании говорил в основном лозунгами: «В полной мере реализовать потенциал Дальнего Востока и Восточной Сибири, максимально интегрировать эти территории в национальное экономическое пространство, создать благоприятные условия для жизни и работы людей». Федеральный бюджет финансирует ряд программ. Например, в рамках ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья за последние пять лет казна выделила более 300 млрд руб., свыше 110 млрд руб. будет направлено на эти цели в ближайшие два года.

Задаваться вопросом — достаточно ли этих денег — премьер не стал. Между тем вопрос имеет принципиальное значение. Площадь ДФО — 6,2 млн кв. км. Получается, за пятилетку госинвестиции в 1 кв. км дальневосточной земли составили менее 50 руб. Сумма, прямо скажем, символическая. Приток госинвестиций начался в 1996 году с принятием соответствующей ФЦП. Несмотря на это, с 1991-го население региона сократилось с 8 млн до почти 6 млн человек.

Дефицит трудовых ресурсов превращается в препятствие экономического развития дальневосточных земель, что подтверждает опубликованный вчера рейтинг социально-экономического положения субъектов Федерации, составленный экспертами рейтингового агентства «РИА-Рейтинг». «На распределение регионов по численности занятых большее влияние оказывает общая численность населения, которая в значительной степени обусловлена географическим фактором. В нижней части списка преимущественно расположены малонаселенные дальневосточные и северные субъекты РФ. Численность занятых в экономике менее 100 тысяч человек зафиксирована в Ненецком и Чукотском автономных округах, Еврейской автономной области, Республике Алтай и Магаданской области», — отмечают аналитики.

На совещании во Владивостоке на этот рейтинг выступающие ссылок не делали. Министры предлагали свои рецепты улучшения ситуации. Глава Минтранса Максим Соколов убежден, что развитие Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы.

Удельный вес транспортной составляющей в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11%, а в среднем по России — около 7%, причем в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области этот показатель превышает 14%, а в Байкальском регионе — около 20%. Здесь находится 28 из 64 российских морских портов.

Министр перечислил главные задачи развития транспортной системы региона: завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети путем усиления Транссиба и БАМа, развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов и портов на Сахалине, восстановление материально-технической базы аэропортовой сети, в том числе инфраструктуры для региональных и межрегиональных авиаперевозок. По его оценке, в ближайшие годы объемы финансирования транспортной отрасли без учета железнодорожного транспорта должны достигнуть почти 900 млрд руб. Что касается железнодорожного транспорта, то это вопрос отдельный.

Соколов заявил о необходимости ввести инвестиционную составляющую в тариф на грузовые железнодорожные перевозки. «В первую очередь сборы от данного вида — от инвестиционной составляющей — мы предлагаем направить на развитие транспортной инфраструктуры железных дорог на Дальнем Востоке, где привлечение частных капиталов проблематично из-за низкой окупаемости проектов», — пояснил Соколов.

Независимые эксперты напоминают, что проблемы Дальневосточного региона можно назвать застарелыми. Пожалуй, только в начале ХХ века переселенцы из европейской части России в поисках лучшей доли самостоятельно отправлялись осваивать новые земли. В советские годы упор делался на энтузиазм молодежи и гигантские проекты вроде строительства БАМа. В современной России нет ни материальных стимулов для переезда на Восток, ни энтузиазма молодежи — говорит старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий. По его мнению, программы экономического развития территорий не принесут желаемого эффекта, если не будут гармонизированы с общефедеральными планами технического перевооружения промышленности, развития агропрома, транспорта и т.п.

«Дальний Восток — потенциально очень привлекательный регион для инвестиций. Минерально-сырьевые ресурсы, транзит, логистика, туризм, энергетика — инвесторы с удовольствием вложили бы в эти отрасли миллиарды. Но, увы, не вкладывают. Для того, чтобы все эти направления заработали, необходимо устранить главное слабое звено — неразвитую транспортную инфраструктуру региона», — отметил президент ассоциации строителей Хабаровского края Федор Глушков. Он считает, что отсутствие в регионе современных транспортных коридоров не только усложняет логистику, но и отпугивает потенциальных инвесторов. Источником средств для будущих инвестиций в развитие региона могут стать завершенные локальные бизнес-проекты, которые смогут реализовать частные инвесторы.

«Дальний Восток обладает огромным потенциалом, в частности, для развития альтернативной энергетики — например, для Камчатки. Ресурсные возможности для строительства приливных электростанций очевидны: уровень воды в Охотском море во время прилива поднимается на 16 метров. Есть отработанные технологии строительства. Сегодня активный интерес к развитию приливной энергетики на Камчатке проявляют южно-корейские инвесторы», — приводит пример член Совета Федерации Валерий Пономарев.

Сергей Капица: Как Россию превращают в страну дураков
Слова из заголовка были сказаны Сергеем Петровичем еще в 2009 году, в одном из интервью газете АИФ.

Россия превращается в пустое пространство
Путинский агитпроп опубликовал в понедельник в бывшей советской газете «Комсомольская правда» подписанную Путиным статью, в которой указывается, что Россия превращается в пустое пространство. Российский бандглаварь привел данные, что на территории России сосредоточено порядка 40% мировых природных богатств, а население — лишь 2% от жителей Земли. Тов. Путин учит: «Не реализовав масштабный, долгосрочный проект наращивания человеческого потенциала, освоения территорий,( мы рискуем превратиться в «пустое пространство».(Значит эмигрантов станет...

Таджикистан превращается в пустыню
Страна превращается в безжизненную пустыню. К такому выводу пришли ученые таджикской Академии наук в ходе своих исследований. Для Таджикистана такая экологическая ситуация равносильна катастрофе. Массовая вырубка деревьев и сокращение пастбищ – именно эти причины опустынивания таджикских земель называют экологи. В стране, где около 70 процентов населения круглый год испытывает проблемы с электричеством, именно древесина становится единственным способом обогрева жилищ.

Гетто двадцать первого века. Как город превращается в пространство отчуждения и насилия
Современный город все чаще становится объектом тщательного анализа со стороны ученых, политиков, общественных деятелей.


  • Модернизация,
  • вливания,
  • инвестиции,
  • Медведев,
  • Россия.
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (2) RSS свернуть / развернуть
+
0
Теперь Дальний Восток будет процветать.Смотрел по зомбоящику визит коротышки головастика.Понравились его слова насчёт пули.Совсем айфон рехнулся
avatar

NNONTERAMO

  • 3 июля 2012, 22:23
+
0
«Пуля — дура, штык молодец»?
avatar

Andreyka

  • 4 июля 2012, 09:45

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: